Воспитание мысли и чувства старшеклассников в процессе преподавания литературы
Автор: Вчитель російської мови та літератури Мусатова Світлана Михайлівна
Художественная литература – это могучая сила обогащения духовного мира человека, формирования его жизненных идеалов и целей. Уже при первом соприкосновении с художественным произведением, в процессе его чтения, не только развивается мысль ученика, пробуждается стремление разобраться в созданных писателем сложных жизненных ситуациях, желание что-то выяснить для себя, но и возникает нравственное и эстетическое чувство, эмоциональное отношение к прочитанному. Эти особенности восприятия художественной литературы должны существенным образом сказаться и на процессе её изучения в школе. Убедительно по этому поводу в одном из своих выступлений высказался С. Михалков. Он писал, что познавательная функция литературы « неотделима от эстетической. Нет и не может быть истинного изучения литературы без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественным произведением… так как наслаждение искусством и есть путь к нравственному совершенствованию, путь к самовоспитанию… ».
Отсюда следует вывод, что на занятиях по литературе необходимо активизировать и мыслительную работу школьников и сферу их эмоциональной деятельности, что процесс обучения и воспитания должен осуществляться в его неразрывном единстве.
Проследим, как происходит активизация мысли и чувства на вступительном уроке по творчеству А.П. Чехова на тему: « А.П. Чехов – писатель и человек ».
Объявлена тема. Уже по тому, как прозвучала тема, учащиеся почувствовали уважительное, сердечное отношение учителя к А.П. Чехову. Так был создан эмоциональный настрой учащихся на учение.
Поставлена цель урока: понять, что главное в Чехове-Человеке и Чехове-писателе. После короткого, но глубокого по мысли и чувству вступительного слова учителя о дружбе Чехова и Толстого, Чехова и Горького, Чайковского и Левитана, о любви его великих современников к нему, о том, как Антон Чехов, сын таганрогского лавочника, чуть не попавшего в долговую тюрьму.., воспитал себя, образовал свой ум, закалил волю и выдержку, «выдавливая из себя по капле раба » день за днём, час за часом, и стал обаятельнейшим, честнейшим человеком и большим умным писателем, беспредельно мечтающим о разумной, справедливой честной и чистой жизни для людей (на экран с помощью проектора проецируется портреты Толстого, Горького, Чехова, Чайковского, Левитана, звучит «Осенняя песня» Чайковского; на экране « Осенний день в Сокольниках» Левитана, ученица читает описание осеннего пейзажа из рассказа А.П. Чехова «Верочка»). Музыка постепенно умолкает. Исчезает проекция репродукции картины. Заканчивает чтение ученица, учительница сразу же как бы продолжает чтение художественным пересказом-анализом этого же рассказа – рассказа о печальной судьбе человека, неспособного постичь истинную красоту и который вынужден признаться самому себе, что причина его печали и потери была «бессилие души».
Что же такое «бессилие души»? Как вы понимаете эти чеховские слова? Подберите синонимы к этому выражению.
Вспомните, встречались ли вы с героями А.П.Чехова, больными бездуховностью? Если да, то кто они и в чём проявилась их духовная нищета? (Учащиеся отвечают на этот вопрос по рассказам «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Спать хочется», «Ванька Жуков»).
Перед чтением рассказов «Радость» и «Тоска» даётся задание ответить на вопрос, на какую реакцию читателя рассчитывал Чехов, когда писал эти рассказы и почему.
Перед чтением рассказов «Радость» и «Тоска» даётся задание ответить на вопрос, на какую реакцию читателя рассчитывал Чехов, когда писал эти рассказы и почему. Выразительно читается рассказ «Радость», затем – «Тоска». После устного ответа на вопрос, поставленный перед чтением рассказов, предлагается ответить на вопросы в карандаше (вопросы заранее написаны на доске и закрыты).
Против чего же протестует Чехов в человеке? Как он это делает? (по рассказам, о которых говорилось на уроке). Проанализировав ответы-обобщения, учитель читает следующие строки М. Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных людей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живёте, господа!»
Почему так пусто, так мелко, так «скверно» живут эти господа» – герои чеховских произведений? Где искать ответ?
Ответив на поставленный вопрос, учащиеся слушают учителя о силе самовоспитания, которая помогла Чехову, современнику его серых героев, преодолеть бездуховность, воспитанную в нём, в членах его семьи, в его современниках эпохой 80-90-х годов, о том, как два брата, Александр и Николай, талантливые люди, погибли зря, растратив свои дарования впустую, потому что не хотели преодолеть обывательских привычек, не хотели вступать в борьбу сами с собой, о том, как Чехов перевоспитал сестру, брата Михаила, деспота-отца, в 20 лет став кормильцем и главой семьи. Учитель читает отрывок из письма Чехова к Суворину, рассказывает о том, что его сердце было наполнено «чувством тревоги, живым беспокойством» не только о его семье, но и о судьбах людей- скучных жителях его Родины: ведь он был писателем, а это значит очистителем человеческих душ. Учитель говорит о том, что в новеллах и пьесах Чехова есть и такие герои, которые преодолевают гнёт эпохи, наполняют свою жизнь осмысленным трудом, ненавидят «бессилие души», мечтают, как А.П. Чехов, о прекрасном будущем страны.
Вы читали дома рассказ «Крыжовник», раскройте его идейный смысл по следующему плану:
- Что ранило душу Ивана Ивановича?
- В чём видит причины падения своего брата Иван Иванович?
- Почему не может быть счастья, по мнению Ивана Ивановича, в их век?
- Если счастье невозможно, то зачем жить?
Как вы понимаете призыв И.И.: «Делайте добро!»
Какой смысл в эти слова вкладывал Чехов?
Учитель дополняет ответы учащихся на эти вопросы чтением отрывка из монолога доктора Астрова о лесе. («Дядя Ваня»), словами Вершинина о работе во имя будущего страны (пьеса «Три сестры»).
Учитель показывает, что сам Чехов трудился во имя своего народа, что он сделал помимо его писательских трудов.
Дома было предложено прочитать рассказы; всем-рассказ «Ионыч»; трём рядам-«Учитель словесности»; трём другим-«О любви».
Рекомендовалась так же для чтения наедине книга К. Чуковского «Современники», глава «Чехов».
Как видно, урок с самого начала и до конца подчинён точному выполнению цели его, что обеспечивает избирательность познавательного интереса: урок эмоционален с объявления темы, и на протяжении всего урока поддерживался эмоциональный настрой содержанием материала и выразительным чтением текстов, и проникновенным словом учителя, и комплексным использованием КТ в соединении с художественным чтением, На уроке налицо работа мысли и волевое усилие в поисках ответов на вопросы, требующие обобщения всего сказанного в первой части урока и при выполнении самостоятельной работы по рассказу «Крыжовник». Всё это говорит об единстве эмоционального, умственного и волевого начала в уроке.
Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность школьников на уроке литературы и пробуждать эмоциональные чувства, нужна база-прочитанное до начала изучения в классе произведение, поэтому учитель должен руководить домашним чтением учащихся. Чтобы к моменту изучения, например, романа «Война и мир» на уроках, роман был прочитан, он рекомендуется к чтению летом. Потом нетрудно убедиться, что роман доброй половиной не прочитан. Определяются сроки письменных работ для проверки прочтения каждого тома романа.
Все отвечают на два одинаковых вопроса: 1.Что непонятного встретили при чтении романа? 2.Какие сцены, эпизоды запечатлелись наиболее ярко, кто запомнился из героев романа?
Третий вопрос у каждого свой, здесь соблюдается дифференцированный подход к учению: каждому задание по силам. Слабые учащиеся получают вопросы, которые требуют ответа типа изложения, к примеру, «Случай с кошельком Денисова», «Именины в доме Ростовых»; «Сватовство Анатолия Курагина к княжне Марье Болконской»; «Случай с мозаиковым портфелем графа Безухова».
Ученики средние по способностям получают вопросы, требующие знания фактического материала и умения сделать некоторые выводы из него: «Смотр войск под Браунау и отношение Кутузова к командирам и солдатам»; «Шенграбенского сражения и суть их героического поведения».
Сильные учащиеся получают задания творческого характера: «Князь Андрей перед Аустерлицким сражением, в сражении и после него»; «Пьер в сцене дуэли с Долоховым».
Письменная работа проводится на уроке. Учитель тщательно их анализирует и руководит дальнейшим чтением романа. С этих работ начинается и прочувствование, и осмысливание большого по объёму романа, великого по мысли и силе воздействия на человеческое сердце, да и вряд ли найдёшь произведение богаче по возможности будить ум и воспитывать сердце ученика.
Возьмём один урок из системы уроков по роману «Война и мир». Тема его: «Отношение Л.Н. Толстого к героиням романа». Цель его: показать, что Толстой ценит в женщине, что отрицает в ней, раскрыть его взгляд на роль женщины в обществе.
Первый вопрос, как Толстой выражает своё отношение к героям своих произведений?
После ответа на этот вопрос предлагается самостоятельная работа по 3 вариантам:1. Наташа и Соня; 2. Соня и Элен; 3. Соня и Марья Болконская.
Учащиеся работают с текстом, вспоминают, что уже говорилось на других уроках о героинях и, сопоставив героинь, приходят к более глубокого пониманию, к пониманию на уровне обобщения, их характеров, их судеб и отношения писателя к ним.
После выступления учащихся, если требуется, учитель ведёт беседу по вопросам:
- Чего не прощает Толстой женщине?
- Чего превыше всего ценит в ней?
- Наташа или княжна Марья—идеал Толстого? Кто из них и почему та, а не другая?
- Чьи современницы Наташа, Марья, Соня?
- Каковы взгляды писателя на судьбу женщины, на её роль и место в жизни?
- Прав ли Толстой, ограничив роль женщины семьёй?
- С кем из современников вступает писатель в спор по этому вопросу?
Закончен и этот урок, думается, что нагрузка на мысль была достаточной, да и слова о великом уважении Толстого к женщине, к любимой, к жене и матери западут в души…, кроме того, навык самостоятельной работы познания одного героя через сравнение с другим по «закону сцепления» укреплялся здесь, но «закон сцепления» действует не только внутри одного произведения и не только в границах творчества одного художника, поэтому не случаен вопрос о том, чьими современницами были Наташа, Марья, Соня, так как за ним следует другой: «Прав ли Толстой, что ограничил роль женщины семьёй?»
Итак, урок литературы должен быть уроком жизни, уроком воспитания чувств. Только при этом условии можно научить учащихся сознательно и глубоко воспринимать идейно-эстетическое богатство художественных произведений и реализовать те большие образовательные и воспитательные возможности, которые заложены в литературе как в учебном предмете.
Спасибо за демонстрацию “силы слова”! Если бы наши ученики сделали хоть минимум выводов от поставленных вопросов,то моральность нашего общества была бы намного выше .Творческих идей и только вперед!
Хорошая, дельная статья. Позволю себе комментарий на русском языке, так как говорить о творчестве великих русских писателей хочется на языке оригинала их произведений. Удачные примеры, практическая направленность статьи на высшем уровне. Чувствуется в каждом слове данного материала душа самого автора. Очень нужно наши уроки изучения классических и не только произведений направлять на развитие души, человеческих качеств наших воспитанников. Спасибо за знакомство с формами Вашей работы, Светлана Николаевна!
Цікавий дидактичний матеріал. Щиро Вам дякую. На виховну мету уроку в сучасній школі під час навчального процесу вчителі звертають увагу дуже мало. Ви своїм досвідом показуєте, як слід реалізовувати виховну функцію уроку на практиці.